Shogun 2 Fall of the Samurai показывает нам эпоху самурайской чести в Японии — во время гражданской войны Босин. В 1868-м году, в связи с неспособностью сегуната Токугава — феодального военного правительства Японии решать проблемы общества и его желание отгородить страну от внешних связей, что стало причиной к рождению грозной силы. Большое давление со стороны США и Великобритании стали причиной подписания сегунатом целого рядя нечестных торговых и экономически важных соглашений с западными странами. Для императора и большинства людей с юга Японии это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения, и они забунтовали против такого бездарного правления сегуната, собирая все большие силы. Игрок должен возглавить один из шести сильнейших кланов того времени: Тоса, Нагаока, Тесю, Сацума, Айдзу, Дзедзаи. Под властью игрока восстановление порядка на отданных ему территориях и возможность отстоять более агрессивную внешнюю политику. Экспансии не избежать, никак невозможно спрятаться и от прямых вооруженных стычек сторонникам двух основных воюющих сил: сегуната и императора. Править и пользоваться новыми технологиями Запада или хранить традиции самурая — выбирать только вам.
► Основные инструменты управления в сравнении с оригинальной версией Shogun 2 не сильно изменились. Снова надо строить города, участвовать в дипломатических переговорах, проводить пропаганду и шпионаж, управлять перемещением армий, сражается как на суше, так и на море. Только к покорению Японии теперь добавились чужеземцы — Великобритания, США и Франция. В этой грозной силы давно используется порох и свинец. Победоносное оружие быстро завоёвывает весь мир. Японский народ уже научился владеть мушкетами и ружьями, к тому же их корабли постепенно снаряжаются большими дальнобойными пушками. Не смотря на три века изоляции, страны все же произошли некоторые перемены. Изменилось деление некоторых провинций. Отделился остров Хоккайдо со своей республикой Эдзо. Однако попасть на нево трудно. В это время основные действия происходили в юго-западной части страны, где расположены недовольные силы императора. Существование провинции Эдзо символизирует нам в игре преданность сегунату севера — на остров сбежали те, кто в начале войны сражался и потерпел разгром от императорских войск
► Ви начинаете компанию за один из шести возможных кланов (три за императора, три за сегунат, у каждого свои уникальные характерные особенности). Интерфейс мало изменился, политическая дипломатия, управление провинциями, экономические графики. Со временем начинаешь видеть, что даже медленный пошаговый прогресс стал намного динамичнее.
► Время в Fall of the Samurai идет заметно медленнее. Теперь шаг занимает не сезон, а месяц. Строительство зданий происходит не так быстро, как было, но ваш дом сооружается намного стремительнее. Армии и агенты двигаются на небольшие расстояния. Схема игры по-прежнему разделено на три основные части, военную, политическую и экономическую. Недооценивать нельзя ни той, ни другой. Пользуясь только военными методами, вы приближаете свое поражение . Рассматривать своих соседей только как потенциальных врагов нельзя, необходимо налаживать торговлю, дипломатию, или вас неизбежно ждет быстрый упадок. Политическая ситуация очень нестабильна, и союзники могут незаметно переметнуться на сторону клана противника. Надо остерегается нападения отовсюду, стараться прикрывать тылы, но держать перемирия, хотя бы до поры до времени. Необходимо пользоваться оружиям, чтобы защититься от внутренних противоречий.
► Так как бунтовать они любят часто любят. Восставать могут не только захваченные крестьяне в покорённых провинциях, но и самураи, придерживающих традициям, не принимающее все новое и чужое, с легкостью могут сделать восстание только потому, что вы, слишком быстро развиваетесь. И сама логика игры во многом этому способствует, добавляя новые проблемы и сложные ситуации, требующие мгновенного решения. Используя тотальное разоружение, вы уменьшаете возможность появлению новых бунтов, однако наверняка всё ж натолкнетесь на большое противодействие. Давать ли самураем их оружие – выбирать вам, как говорится везде свои минусы и плюсы.
► Заниматься экономикой, внутренней и внешней политикой, стало ещё интереснее. Придумывать новые стратегии, планировать хитрые ходы, исследовать реакцию населения, и начинаешь забывать про большие сражения. Политика и есть тоже разновидностью войны. И в этой игре она наиболее развита. Как бы ты не правил все равно придёт время конфликта и понадобится бросать войска для подавления бунта или чтоб наказать врагов клана. И етo очень интересно продумано разработчиками.
► Генералы пририсуют, у них своя шкала навыков, что влияет на дух армии, её скоростью и пробивную силу. Сильный полководец умеет с лёгкостью разбивать войска, значительно превосходящие его собственные. Но они очень быстро умирают. Бросать в центр бойни своего генерала, не следить за ним или оставлять под мушкетами очень опасно. При смерти генерала ваши войска могут упасть в панику и разбежаться в разные стороны.
► Интриги и диверсии довели дело до сражения. Пушки, линейная пехота, молниеносная конница, пороховой дым, грохот орудий и свист пуль . Рядом с новыми подразделениями стоят обычные мечники. И они не бесполезны! Надо довести их до ближнего боя, дать только проскочить через облако пуль, и враги получат на орехи. Конница стала малоэффективной и утратила свое главное преимущество фланговые врезки в тыл врага – но перепрофилировавшись в стрелковый отряд, может без проблем справится с любым рукопашным противником.
► Войска время от времени прогрессируют, тем самым заставляя нас искать новые тактические ходи, списывая элитных, но уже неэффективных ветеранов.
► Пару слов о морских сражениях. Они изменились слабо, такие же неспешные и немного скучны. Но количество юнитов стало в разы больше. Это могут бить как огромные бронированные пароходы и корабли среднего тоннажа, так и быстрые торпедные эсминцы. Самым интересным новым умением морского флота стала возможность атаковать берега на суше. Например, уничтожения прибрежных строений, возможность обстреливать порта и города, обеспечивать поддержкой свои войска. Если близко к месту баталий на суше находится ваш флот, то несколько раз за сражения можно попросить пушечный залп, что может вам обеспечить большое преимущество перед врагами.